Уйльта

Уйльта - один из самых малочисленных народов, коренные жители Сахалина. Самоназвание — улъта, олъча, улъча («оленные», от ула «олень»). Так называли их соседние народы — орочи и ульчи, это название в качестве самоназвания приняли и сами ороки. Говорят на орокском языке, относящемся к тунгусо-маньчжурской группе языков. Этноним «ороки» айнского происхождения. Вслед за айнами так их стали называть японцы и сахалинские нивхи. Амурская экспедиция Г.Н. Невельского впервые описала ороков под именем тозунг — так называли их амурские нивхи. Местные русские называли орочонами. В научную литературу этноним ороки ввел Л.И. Шренк.
Уйльта, сохранив свои традиционные занятия, постепенно концентрировались в селе Вал Ногликского района и городе Поронайске. Всего их проживает около 350 человек.

Традиционное хозяйство

Уйльта занимаются таежной охотой, морским зверобойным промыслом, рыболовством, собирательством и оленеводством. В тайге охотились верхом на оленях (зимой), летом добывали морского зверя (различные виды тюленей), водоплавающую дичь. Рыболовство наряду с морской охотой было главным занятием ороков. Основным объектом рыбного промысла были лососевые — горбуша, кета, кижуч, сима.

Культура и традиции

В селе Вал единственным напоминанием о национальном колорите служит самодеятельный ансамбль «Сародэ», который 2-3 раза в году выступает перед односельчанами с концертами. Один раз в два года проводится праздник оленеводов «Курэй».
Этнокультурная специфика более отчетливо проявляется в оленеводческой бригаде. Пастухи большую часть года проводят в тайге. Летом к ним на 2-3 месяца приезжают семьи. В это время здесь можно наблюдать многие элементы традиционной культуры: изготовление предметов кочевого быта (седла, нарты, вьючные сумы, арканы), обработка шкур и пошив традиционной одежды и обуви, приемы дрессировки и обучения ездовых оленей, пища и т. п. Именно в эти короткие летние месяцы можно услышать здесь и орокский язык, который в поселках окончательно вышел из употребления. В последние годы предпринимаются попытки к его возрождению.

Пока не указано иное, содержимое этой страницы распространяется по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 License