Нивхи
Нивхи — (нивхгу человек). Соседние народы называли их гиляха, гильями, гиляками. Говорят на нивхском языке, имеющем два диалекта: амурский и восточно-сахалинский. Нивхский язык относится к изолированным языкам.
Нивхи Сахалина расселены в северной части острова и в бассейне реки Тымь всего их около 2000 человек. На Сахалине почти две трети нивхов сосредоточены в двух населенных пунктах — селе Некрасовка Охинского района и райцентре Ноглики.
Основные традиционные отрасли хозяйства нивхов — рыболовство и морской зверобойный промысел, собаководство. Охота и собирательство имели подсобное значение.
nivkhi2.jpg

Культура

Один раз в 4 года проводятся праздники народов Севера, ежегодно соревнования по национальным видам спорта, «Тол-ард» - кормление духа воды, «Кормление духа хозяина моря», работают фольклорные ансамбли, этнографические музеи, центры прикладного декоративного искусства. Высокой активностью отличается нивхская интеллигенция. С целью координации усилий нивхов по возрождению своего культурного наследия в с. Некрасовка активно действует Охинская местная общественная организация «Центр по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера «Кыхкых» («Лебедь»).

Язык

Существуют два диалекта в нивхском языке, носители которых далеко не всегда понимают друг друга. Для восточно-сахалинского диалекта создан в 1979 году алфавит. В начале 1980-х гг. на обоих диалектах были выпущены буквари. В последние годы на нивхском языке стала издаваться детская литература в Южно-Сахалинске. Выходит ежемесячная газета на нивхском языке "Нивх диф" (Нивхское слово). Молодежь родного языка не знает вообще, на нем говорит лишь старшее поколение. По словам знаменитого писателя В.М. Санги, свободно нивхским языком сейчас владеют 12 человек, из них всего один мужчина (он сам).

Пока не указано иное, содержимое этой страницы распространяется по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 License