Лопух

Лопух – народное сахалинское название растения белокопытник (лат. Petasítes), растения, которое в России произрастает почти исключительно на Сахалине и Курилах. Растет лопух преимущественно во влажных местах, по берегам рек и озер, образуя иногда труднопроходимые заросли.  
Несмотря на внешнее сходство с обычным лопухом, не имеет к нему прямого отношения, однако устойчиво называется местными жителями и приезжими «гигантским лопухом». Он действительно отличается исполинскими размерами. В отличие от материковых лопухов сахалинский лопух-белокопытник частенько достригает двухметровой высоты и в форс-мажорных обстоятельствах может заменять островитянам зонтик.

Заготовки лопуха

Когда на Сахалине приходит время заготовки папоротника (обычно, в конце мая – начале июня), местные жители, из числа знающих предмет, срезают на берегах горных речек и небольшие лопухи высотой не более полуметра, трубки которых идут на сезонные заготовки: их особым способом вываривают, режут и сушат, а затем используют в салатах, маринуют, едят в тушенном виде как гарнир к рису. Растение обладает лечебными свойствами и популярно в народной медицине, а также используется для приготовления вкуснейших корейских салатов.

Рецепт приготовления

Способ приготовления лопуха очень прост: cрезанные зеленые ростки замочить на ночь в холодной воде, чтобы удалить специфический запах, прокипятить 20 мин в подсоленной воде, откинуть на дуршлаг, снять со стеблей кожицу, нарезать кусочками 5—6 см и положить в кипящее растительное масло до сжатия.
Вынутые из масла кусочки посолить, поперчить, добавить соевый соус, присыпать поджаренным и истолченным семенем кунжута, тыквы или подсолнечника, добавить толченый чеснок и нашинкованный лук и тушить до готовности.

Лечебные свойства

Используется при лечении острых респираторных заболеваний, остром и хроническом ларингите, бронхите, бронхиальной астме, начальной стадии гипертонической болезни, неврастении гиперстенического типа, истерии. Отвар из этой травы применяется для очистки легких, при кашле. Листья лопуха-белокопытника устраняют лихорадку и поддерживают силы.

В национальном фольклоре

О лопухе-белокопытнике рассказывается в древней легенде  айнов: «Шалаши айнов прочь унесло, мокли под дождем женщины и старики, мокли дети. И вдруг из воды трава поднялась высотой в шалаш. Сел каждый айн под лист, а дети по четверо уместились…»
de0bfdb0d4f6.jpg
Пока не указано иное, содержимое этой страницы распространяется по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 License