Айны

Айны – малый коренной народ, когда-то населявший территорию Южного Сахалина, Курильских островов, южной оконечности Камчатки и современной Японии.
Переселение айнов с Сахалина в Японию началось еще в 1875 г. После окончания Второй мировой войны последние 1200 айнов вынуждены были покинуть Сахалин, так как являлись японскими гражданами. Большая часть из них осела на о. Хоккайдо, где по сей день проживают немногочисленные представители этого народа. Существует легенда, что где-то на Сахалине до сих пор живет один единственный айн, однако никаких подтверждений этому нет.

Внешний облик

Мнения о внешнем виде айнов и даже их расовой принадлежности расходятся. «Они темного, почти черного цвета кожи», – утверждал русский мореплаватель Ф.И. Крузенштерн. «Белизна кожи увеличивает сходство с европейцами», – точно в пику ему свидетельствовал русский зоолог П.Ю. Шмидт. Польский этнограф Б. Пилсудский говорил, что айны напоминают ему «то евреев, то русских крестьян, а то и цыган».
Обобщенный портрет сахалинских айнов дал в конце 1940-х гг. советский антрополог М.Г. Левин: «Айны характеризуются: глаза темные, волосы черные, очень жесткие, в значительном проценте (свыше 25%) волнистые. Третичный волосяной покров чрезвычайно развит. Характерен рост волос не только на груди, но и в области лопаток, на предплечье и голени. Лицо плоское. Однако более широкий и прямой разрез глаз создает совсем не монголоидный облик».

Образ жизни

Основное занятие айнов – охота на морских животных. Мясо съедалось сразу, а жир (ценный пищевой продукт) вытапливался и запасался на весь год. Шкуры сивучей и, в особенности, нерп шли на ремни, обувь и даже одежду. Охота на пушного зверя служила в жизни айнов лишь подспорьем, доставляя небольшой заработок. Занимались ею лишь немногие любители-охотники, которых 1-2 на несколько селений.
Вся совокупность известных данных рисует айнов племенем, освоившим лишь ближайшую к суше часть моря. К примеру, прямой связи сахалинских айнов с курильцами не было – эти две ветви сообщались только с хоккайдскими соплеменниками. При этом ткацкий станок айнов, отличается от японского, являясь типично полинезийским.

Айны
Image Unavailable

Верования

Айнов можно назвать типичными анимистами. Они одухотворяли практически все природные явления. Поскольку айнам приходилось постоянно сталкиваться с непредвиденными трудностями, терпеть беды и лишения от стихийных сил и роковых случайностей – наводнений, ураганов, землетрясений, цунами, эпидемических болезней, голода и т.д., – естественно, они не могли населить мир только добрыми духами.
Развивается вера в сверхъестественных «хозяев» природы, которые распоряжаются дичью и рыбой. Чтобы их задобрить и обеспечить стабильность в охоте, рыболовстве и собирательстве айны проводили магические обряды и жертвоприношения.

Язык айнов

Язык айнов – явление исчезающее. Айнский язык дал миру исключительно своеобразное духовное богатство, в первую очередь богатейший фольклор и удивительную мифологию. Мифологические и сказочные сюжеты, понятые максимально адекватно – а это возможно лишь на языке оригинала – являют нам совершенно неожиданное видение мира, его ощущение и восприятие, его познание и интерпретацию…
Айнский язык считается изолированным. На протяжении многих десятилетий делались попытки сопоставить его с языками соседних и даже далеких народов.
Б. Пилсудский отмечал: «Айнский фольклор… исключительно богат. Число айнов, знакомых с тем или иным видом его… больше по сравнению с гиляками. Их творчество в красноречии, ораторстве и песнопениях совершенно изумительно…». Ему вторит К. Киндаити: «Легенда, которую мне рассказал один из сказителей… по размеру превышала… тысячу страниц. Кроме того, этот же человек знал генеологию нескольких десятков семей главных вождей племен восточного Эдзо до такой степени, что мог составить огромное генеалогическое древо вплоть до наложниц и детей от них…». Он сравнил айнские поэтические произведения с греческими «Илиадой» и «Одиссеей», индийской «Махабхаратой». Если бы удалось собрать их, результатом был бы, как выразился автор, «айнский Ветхий завет».

Библиография
Айнская проблема / Ч. М. Таксами, В. Д. Косарев // Кто вы, айны? : очерк истории и культуры / Ч. М. Таксами, В. Д. Косарев. – М., 1990. – С. 92-113, 104-105. Слово и память / Ч. М. Таксами, В. Д. Косарев // Кто вы, айны? : очерк истории и культуры / Ч. М. Таксами, В. Д. Косарев. – М., 1990. – С. 232-263. Грышук В. Это было, было… / В. Грышук // Мол. гвардия. – 1992. – 6 февр. Пилсудский Б. Айны Южного Сахалина (1902 – 1905 гг.) / Б. Пилсудский ; Ин-т наследия Бронислава Пилсудского ; [отв. ред. В. М. Латышев ; сост., предисл., вступ. ст., подгот., коммент. и послесл. М. М. Прокофьева]. – Южно-Сахалинск, 2007. – С. 57. : full source reference
_a
Unless otherwise stated, the content of this page is licensed under Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 License